На главную страницу

предыдущая главасодержаниеследующая глава

Предисловие

Более сорока пяти лет отделяют нас от того дня, когда умер Антон Павлович Чехов.

За годы Советской власти коренным образом изменилась жизнь в нашей стране, совсем иной стал и облик русских людей.

Тов. А. А. Жданов говорил: «Каждый день поднимает наш народ все выше и выше. Мы уже не те русские, какие были до 1917 г. и Русь уже не та, и характер у нас не тот. Мы изменились, мы выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны» (Доклад тов. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», 1946 г).

Но произведения Чехова, отобразившие дореволюционную Россию, не потеряли своего значения до сих пор. Они выдержали самый трудный экзамен—испытание временем, и навсегда останутся живыми в истории русской и мировой литературы.

Великий русский писатель Чехов был трезвым и суровым реалистом. Он рассказал горькую правду о современной ему действительности, показал человека, искалеченного буржуазным строем жизни. Чехов был страстным обличителем общественных условий, мешавших человеку жить полноценной творческой жизнью. В одном из лучших своих произведений — в «Человеке в футляре» — Чехов сделал решительный вывод: «Нет, больше жить так невозможно».

Убожеству и уродливости буржуазной действительности Чехов противопоставил свою мечту об иной жизни — «светлой, прекрасной, изящной», о том будущем, когда «можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным», о гармонически развитом человеке, в котором «должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Чехов не был революционером, он не понимал исторической миссии рабочего класса, не видел той общественной силы, которая способна была положить конец несправедливости и уродствам жизни, построенной на эксплуатации. Поэтому и мечта Чехова о будущем не имела политически ясного, четкого характера.

Но Чехов понимал, что «жизнь надо перевернуть», и, будучи чутким писателем, ощущал приближение социальной грозы, которая должна коренным образом изменить жизнь. И это ощущение ясно слышится в его последних произведениях. Вспомним знаменитое место из «Трех сестер»:

«Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку.

... Через какие-нибудь 25—30 лет работать будет уже каждый человек».

Писатель выражал твердую уверенность в том, что «жизнь на земле будет прекрасной, изумительной».

Чехов близок нам своим оптимизмом, своей устремленностью в светлое будущее, своей верой в творческие силы человека, народа, своей верой в радостную и счастливую жизнь на земле.

А. М. Горький называл Чехова «одним из лучших друзей России», «одним из крупнейших художников русского слова».

Творчество Чехова насыщено богатым идейным содержанием. В нем слышится голос протеста писателя-демократа против праздной, паразитической жизни. В нем утверждается необходимость творческого труда, показана красота души простых, скромных людей-тружеников.

Отдельные чеховские образы в наше время стали особенно актуальными. Так, большой творческий размах доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня», окрыленного идеей насаждения леса и мечтающего о превращении родной земли в страну замечательного климата и красивых пейзажей, по-новому осмысливается нами сейчас, когда советская страна осуществляет величественный сталинский план полезащитных лесонасаждений.

Имя Чехова, которое И. В. Сталин назвал среди имен лучших представителей русской национальной культуры, дорого советскому народу, всему прогрессивному человечеству.

Для трудящихся Ростовской области Чехов является не только любимым писателем, но и земляком. Антон Павлович родился в Таганроге, провел здесь детские и юношеские годы, учился в местной гимназии.

В Таганроге пробудился у будущего писателя интерес к литературе и театру. Таганрог и окружающие его степные места нашли отражение во многих произведениях Чехова.

Отношение Чехова к родному городу было сложным. С одной стороны, писатель ненавидел буржуазно-мещанский уклад жизни в современном ему Таганроге; с другой стороны, он высказывал трогательную привязанность к родному городу.

Таганрогский журналист А. Б. Тараховский писал в 1910 году:

«Что такое Таганрог с его скучным, равнодушным обществом, его однообразной жизнью, безразличием ко всему, что не касается личных, шкурных интересов? Что, казалось бы, могло привязывать великого писателя к своей серой родине, которая, к тому же, никогда не относилась к нему особенно восторженно? Пьесы его шли здесь без особого успеха и не делали сборов, даже и те, которые в других городах вызывали бурные восторги. Он сам, во время своих приездов сюда, тоже не встречал особенно яркого расположения... Ни разу ему не устроили ни малейшего чествования, ни встречи, ни разу не было выражено даже благодарности за хлопоты о памятнике Петру Великому, о библиотеке.

И тем не менее он любил Таганрог, можно оказать, глубоко, безгранично. Это видно из его писем, из его постоянных забот о городе, из той чуткости, с какою он прислушивался ко всякому начинанию в городе, сейчас же на него реагируя» («Приазовская речь», 1910, № 41).

Антон Павлович проявлял неустанную заботу о благоустройстве и украшении Таганрога, о его культурном подъеме. То, что сделано для культурного роста Таганрога в дореволюционные годы, является заслугой, главным образом, Чехова.

За годы Советской власти неузнаваемо изменился Таганрог. Чехов знал его захолустным, обывательским — теперь он превратился в город передовой промышленности с крупными металлургическими и машиностроительными заводами, в город высокой социалистической культуры с его школами, институтами, музеями.

«В корне изменилась вся наша страна, не узнал бы Антон Павлович людей Таганрога, которых он так хорошо знал», — говорила Н. К. Крупская.

Вырос новый по своему духовному складу и образу мысли человек — строитель коммунистического общества, враг обывательщины и мелких, пошленьких интересов. Этот человек впервые по-настоящему оценил творчество А. П. Чехова. Чехов стал одним из любимейших писателей в нашей стране.

На родине Чехова свято чтут память великого земляка. Домик, где родился Антон Павлович, превращен в мемориальный музей, любовно оберегаемый таганрожцами. Созданный после Великой Октябрьской революции, Таганрогский литературный музей имени А. П. Чехова является одним из лучших музеев нашей страны. В книге отзывов многочисленных посетителей музея читаем: «Литературный музей им. А. П. Чехова в Таганроге — живой свидетель любви русского народа к своим великим людям».

Бьет ключом жизнь в школе, в которой учился Антон Павлович. В этой школе открыт в 1950 г. музей, в котором сосредоточены экспонаты по истории просвещения в г. Таганроге и по истории школы им. А. П. Чехова. В связи с открытием нового музея таганрожцы получили приветственное письмо от жены писателя, народной артистки СССР О. Л. Книппер-Чеховой:

«Мне необыкновенно радостно было узнать, что 90-летие со дня рождения А. П. Чехова отмечается в Таганроге созданием нового культурного центра—музея в школе, где учился Антон Павлович. Сейчас, когда я перечитываю письма А. П. Чехова в новом собрании его сочинений, в моей памяти живо встает любовь его к своему родному городу и его забота о культурном росте Таганрога.

Пусть же новые культурные начинания ваши будут служить на благо нашему молодому современнику, человеку будущего, уверенно строящему коммунизм». («Молот», 29 января 1950 г.).

Таганрогский театр, который любил посещать Чехов-гимназист, зажил новой, советской жизнью. За последние годы на сцене таганрогского театра успешно поставлены три пьесы Чехова.

Таганрогская городская библиотека, в создании которой принимал активное участие А. П. Чехов, является одной из лучших библиотек Ростовской области по богатству книжных фондов.

Всем этим культурным учреждениям г. Таганрога — библиотеке, музею, театру, школе — присвоено имя А. П. Чехова.

Светлое имя великого русского писателя любовно связывается благодарными земляками—потомками Чехова с лучшими культурными памятниками его родного города, о процветании которого так заботился Антон Павлович.

* * *

Настоящий сборник статей посвящается биографическим и творческим связям А. П. Чехова с его родным краем — Таганрогом и Приазовьем.

предыдущая главасодержаниеследующая глава
Hosted by uCoz