10. ВЛ. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ(Дата устанавливается по фразе письма: «Курьер» сегодня очень верно говорит...» Статья о спектакле МХТ «Дядя Ваня» была напечатана в «Курьере» 29 октября 1899 г). 29 октября 1899 г. Москва Вчера между школой и клубом заезжал к Вам и - к сожалению, конечно - не застал. Сегодня из театра должен ехать на совещание, так что увижу Вас только в спектакле. Поэтому пишу. Читаю газеты и нахожу, что «подзатыльник» далеко не так чувствителен, как было, например, со мной в «Счастливце» («Счастливец» - пьеса Вл. И. Немировича-Данченко. Шла на сцене Малого театра в Москве и Александрийского театра в Петербурге в сезоне 1887/88 г). Тогда, после душевной неудовлетворенности, я еще в течение двух недель читал брань. А Вас - помилуйте - из шести газет одна бранит, четыре хвалят безусловно и одна хвалит условно. Значит, как же Вас хвалили бы, если бы все шло нормально. Тем не менее напоминаю: 1. Туалет 1-го действия можете оставить новый. Оказывается, что громадному большинству он понравился. Я - в сторонке. Мне больше нравится туалет генеральной репетиции. 2. Во 2-м действии пение. Сговоритесь перед началом, будет оно или нет, чтобы Александрову знать (О том, должна ли Елена Андреевна петь романс в финале второго действия «Дяди Ванн», долго спорили на репетициях. Сначала Немирович-Данченко не возражал против пения, потом счел, что оно «засоряет» второй акт, нарушает лаконизм финала. В письме к А. П. Чехову он рассказывал, что О. Л. Книппер против пения, «упиралась все 20 репетиций». На премьере Ольга Леонардовна пела, но в конце концов от пения отказались. Н. Г. Александров - помощник режиссера по спектаклю «Дядя Ваня»). 3. В 3-м действии: «Я не могу оставаться в этом аду» - без истерических воплей. Но и не слишком спускать! Не удариться бы в другую крайность. В 3-м действии монолог - без поз. Словом, прошло два дня, и я остался при полном убеждении в том, что говорил и раньше. Рисунок роли тонкий, и малейшее преувеличение портит его. Ни на одной репетиции (кроме весной в театре Парадиза) этих преувеличений не было. Надо только облегчить себя в смысле полутонов вместо целого тона. «Курьер» сегодня очень верно говорит, что если бы Вы не впадали в трагизм, то исполнение было бы превосходное. Значит, идите сегодня на сцену спокойно и уверенно, как Вы репетировали, и благословит Вас бог. Шлю Вам нежный привет. Вл. Немирович-Данченко |