На главную страницу

предыдущая главасодержаниеследующая глава

На ниве просвещения

На краю Мелихова, откуда открываются просторы полей и синеющие лесные дали, стоит Мелиховская школа. На ней установлена доска с надписью: «Эта школа выстроена А. П. Чеховым в 1899 г.». Построенная 60 лет назад, она и сейчас обращает внимание изяществом и добротностью постройки. Высокая, с большими окнами, школа стоит на поляне и окружена с трех сторон деревьями. Окна классной комнаты обращеньи на юг. Много света, солнца, воздуха. Чувствуется, что школа построена умной, заботливой рукой. «Видно, что врач строил», - поясняет экскурсантам мелиховская учительница.

Мелиховская школа была выстроена в последний год жизни А. П. Чехова в Мелихове, в 1899 г. До этого в 1896 г. Чехов выстроил земскую школу в соседнем селе Талеже, а в 1897 г. - в Новоселках.

Постройка этих школ была только началом работы Чехова по народному образованию. «Откладывать просвещение темной массы в далекий ящик, это такая низость!» - писал Чехов 13 апреля 1895 г. Он считал, что «надо не Гоголя опускать до народа, а народ подымать к Гоголю».

Назначенный в 1894 г. попечителем Талежской церковно-приходской школы, находившейся в руках церковников, Чехов ознакомился с ее состоянием и был возмущен бедственным положением учителя. Намерение Чехова строить в Талеже земскую школу вызвало недовольство наиболее отсталых крестьян, подпавших под влияние церкви. «Нет нашего желания строить училище в Талеже, - писали они, - покуда вы не уволите учителя Антипа Алексеева. Он нам ужасно не нравится - детей «атих от церкви отучил».

При постройке школы Чехову приходилось преодолевать сопротивление и интриги церковников, равнодушие земства и отсталой части крестьянства. Чехов взял на себя и все основные материальные расходы, связанные с постройкой школы. Денежных сумм, выдаваемых земством в виде ссуды, не хватало, и Чехов для сбоэа пожертвований устраивал концерты, любительские спектакли.

Чехов вникал во все мелочи строительства. И выбор участка под школу, и доставка леса, и наем рабочих, и планировка квартиры учителя - все осуществлялось при участии и под контролем Чехова. В этом отношении показательны письма учителя Талежской школы А. А. Михайлова: «Крестьяне и староста не могут без вас отмерить земли под постройку училища, а потому ждем вашего приезда в Талеж», - пишет он Чехову 18 октября 1895 г.

«Сегодня сруб поставили на фундамент. Кирпич нужен для столбов под переводы пола, коридора и нижнего пола... Сообщите, откуда брать кирпич. Плотникам скоро будет нужен решетник, а потому прошу вас сообщить, где его будете покупать и когда возить» (Неопубликованное письмо), - читаем в письме от 3 мая 1896 г.

Несмотря на все трудности, постройка Талежской школы давала Чехову удовлетворение. Когда школа была готова, А. П. Чехов пригласил своего брата И. П. Чехова, московского педагога, на ее торжественное открытие.

«Милостивый государь Иван Павлович! Имеем честь покорнейше просить вас пожаловать в воскресенье 4-го августа на освящение Талежского училища...

Попечитель А. Чехов.

Учитель А. Михайлов.

31 июля 1896 г.».

Дни открытия школ отмечены записями в мелиховском дневнике писателя: «4 августа. Освящение школы в Талеже. Талежские, бершовские, дубеченские и Шелковские мужики поднесли мне четыре хлеба, образ, две серебряные солонки. Шелковский мужик Постнов говорил речь».

Земство не принимало активного участия в школьной деятельности Чехова, интересовалось ею только формально: посылало повестки на собрания, избирало попечителей школ, писало благодарственные письма. Чехов обращал мало внимания на казенные благодарности официального начальства, но его глубоко трогало то, что крестьяне оценили его заботы.

Мария Павловна Чехова рассказывала, как в начале 1897 г. к Чехову пришла депутация от крестьян села Новоселки с просьбой построить школу в их селе. Они предложили на постройку собранные ими 300 рублей. Антон Павлович не мог отказать и опять взялся за постройку.

В письме от 27 августа 1897 г. Чехов указывает на какие средства строилась новоселковская школа: «Училище, считая все расходы, обошлось в 3 200 р. приблизительно. Тысячу рублей дало земство, остальное пожертвовано частными лицами».

Даже когда болезнь заставила Чехова уехать за границу, он не перестает интересоваться ходом постройки и учитель Новоселковской школы Н. И. Забавин сообщает ему о всех затруднениях, удачах и неудачах.

Возвращаясь весной 1898 г. из Ниццы в Россию, Чехов, не заезжая домой, едет в Новоселки посмотреть на новую школу.

Об открытии школы в Новоселках также имеется краткая, но выразительная запись в дневнике А П Чехова от 13 июля 1897 г.: «Крестьяне поднесли мне образ с надписью. Земство отсутствовало». На образе надпись «От благодарных крестьян села Новоселки и деревень Люторецкой, Курниковой и Кузьминой».

Школа в Новоселках, построенная А. П. Чеховым
Школа в Новоселках, построенная А. П. Чеховым

Внимание крестьян, которое выразилось в принятом тогда подношении хлеба-соли и какой-нибудь иконы, простые слова благодарности, скупые, немногословные письма, сообщение о том, что письма Чехова к крестьянам «читали всем сельским сходом», были очень дороги писателю. Образ и деревянное блюдо с надписью «Чем хата богата, тем и рада», на котором крестьяне Новоселок поднесли хлеб, были взяты Чеховым при переезде в Ялту и хранятся сейчас в Ялтинском доме-музее.

Школы, выстроенные Чеховым, были лучшими в уезде. Художница М. Т. Дроздова в одном из писем к Антону Павловичу передает свои впечатления от Талежской школы: «От школы в восторге. Высокая, большая, любо смотреть. Шкафы с книгами, такие важные карты, картины и даже на парадном крыльце градусник большой».

Восторженное описание Новоселковской школы находим и в письме Н. И. Забавина, для которого впервые были созданы человеческие условия жизни, а работа учителя предстала как огромный и радостный труд, «Посмотрели бы вы, как хорошо стало у нас! - пишет он Чехову, лечившемуся тогда за границей. - Подъезд к школе сделан такой, какой был бы вполне приличен и хорошему барскому дому. Теперь на еашу постройку все приезжие любуются. Да как ие любоваться: постройка-то красота, да, кроме того, я с ребятами вздумал насадить около школы на память потомству елочек и сосенок. Посадили 115 елочек и 17 сосенок.

Тысячу раз сказал я вам, многоуважаемый Антон Павлович, спасибо за школу. Теперь только я начинаю жить по-человечески» (1 декабря 1897 г.) (Неопубликованное письмо).

Постройка третьей по счету, Мелиховской школы была закончена в 1899 г. Но еще в 1898 г. Чехов снял в деревне избу для школы и взял на себя нелегкие хлопоты об ее открытии. Известно, что царское правительство всячески тормозило постройку школ, и пблучить разрешение на открытие новой земской, а не церковно-приходской школы было делом нелегким. Чехов долго хлопотал об открытии школы. 14 июля 1898 г. он пишет в Серпуховскую земскую управу: «...у нас уже записалось для Мелиховской школы 28 мальчиков и девочек. Разрешите ли вы начать занятия в этом году? Могу ли я заказать столы? Как только я получу от вас ответ, тотчас же закажу всю школьную обстановку, а так как до осени осталось немного времени, то пришлите ответ по возможности скорее».

Мелиховская школа, построенная А. П. Чеховым
Мелиховская школа, построенная А. П. Чеховым

Наконец, 29 августа 1898 г.: состоялось открытие школы. Чехов был очень весел и оживлен в тот день, много шутил и искренне радовался успешному завершению любимого дела.

Первой учительницей Мелиховской школы была М. Ф. Терентьева, тогда юная девушка, только что окончившая курс в Серпуховской гимназии. Познакомившись с А. П. Чеховым, она с радостью приняла предложение земства быть учительницей в Мелихове и поспешила с переездом в деревню. Антон Павлович послал за ней подводу на станцию, помог устроиться на новом месте и всячески поддерживал в работе. Скоро М. Ф. Терентьева стала своим человеком в чеховском доме. Впоследствии она неоднократно гостила у Чехова в Ялте.

Чехов видел в М. Ф. Терентьевой новый тип сельской учительницы - бодрой, инициативной, по-настоящему любящей свое дело. Внимание Чехова и его семьи облегчало жизнь и работу молодой учительницы. Она подробно сообщала Чехову о своих школьньих успехах и неудачах.

Ободряющие письма Чехова были для нее большой поддержкой. «Тысячу раз спасибо вам за письмо: оно меня так успокоило и осчастливило, что я никогда так хорошо себя не чувствовала, как теперь, как будто вдвое стало больше сил и я с большим еще удовольствием занимаюсь с ребятишками», - писала она Чехову 20 сентября 1899 г.

Мелиховская школа строилась в 1899 г., когда Чехов по состоянию здоровья был вынужден жить в Ялте. Ближайшей помощницей его была М. П. Чехова, которая стала попечительницей этой школы. Но больной Антон Павлович, живя далеко от Мелихова, не перестает интересоваться строительством новой школы.

«Постройка мелиховского училища начнется весной, я приеду к тому времени. План оригинальный, и, думаю, училище выйдет удобным и красивым», - пишет он 16 ноября 1898 г.

«Возят ли мелиховцы лес?» - спрашивает он в другом письме к сестре.

После начала занятий в новой школе М. Ф. Терентьева сообщает Чехову в Ялту: «Очень уж, говорят, хорошо. Сколько света, воздуха и великолепный материал».

Учительница Мелиховской школы М. Ф. Терентьева
Учительница Мелиховской школы М. Ф. Терентьева

Чехов помогал в строительстве школ и в других селах, в частности в Михайловском. Эти школы были его любимым детищем. Вынужденный жить в Ялте, Чехов захотел иметь у себя фотографии школ. В Серпуховском земстве «встал вопрос о том, в какой обстановке времени года всего лучше фотографировать эти школьи. Говорили, что зимой нельзя, нельзя рассчитывать на хороший рисунок. Но может быть вы и хотели бы иметь у себя на благодатном юге картину наших школ именно в рамках нашей зимней природы?», - спрашивает Антона Павловича П. И. Куркин.

Брат писателя и его первый биограф М. П. Чехов вспоминает: «Когда он (Антон Павлович) говорил о школах, то глаза его зажигались и видно было, что, если бы ему позволили средства, то он выстроил бы их не три, а множество».

В строительстве сельских школ Чехов видел ростки нового будущего, и это вдохновляло его. Чехов глубоко и серьезно входил в учебную жизнь, интересовался бытовыми условиями жизни учеников и учителей. В Талежской школе по инициативе и на средства А. П. Чехова было организовано горячее питание для беднейших учеников, а также для тех, кто приходил в школу из далеких деревень и был вынужден из-за непогоды ночевать иногда в школе. «Кормили вкусно, вкуснее, чем дома», - вспоминает жительница села Талеж А. А. Буланова.

Чехов неоднократно бывал в школах, присутствовал на экзаменах. «Если случится увидеть михайловскую или чирковскую учительниц, - писал он, - то передайте им, что на экзамене я желал бы видеть всех учеников старшего отделения, а не одних лишь избранных».

Чехов наблюдал за начальными народными училищами, был попечителем Талежской и Чирковской школ. Чтобы освободить сельские библиотеки от придирчивого контроля, Он взял «а себя надзор за народными библиотеками при Хатунской и Вельяминовской школах.

В дни каникул Чехов устраивал в школах детские праздники. В них принимали участие вся семья Чехова и даже гости. В 1897 г., когда Антон Павлович лечился за границей, праздник в Талежской школе устраивала чеховская семья. П. Е. Чехов пишет своему сыну Ивану Павловичу, работавшему учителем в Москве: «Маша просит тебя привезти с собой волшебный фонарь с картинками... В Талежской школе будут раздаваться подарки ученикам и ученицам, при этом хорошо показать для большей торжественности сельским ученикам невиданные еще ими картины, что особенно приведет в неописуемую радость и удивление» (Неопубликованное письмо).

Живя за границей, Антон Павлович думает о том, какие сделать подарки талежским школьникам к Новому году. Он просит Марию Павловну: «...узнай, сколько в Талежской школе мальчиков и девочек, и, посоветовавшись с Ваней (брат А. П. Чехова - И. П. Чехов), купи для них подарков к Рождеству. Беднейшим валенки... Девочкам что-нибудь поцветастее».

Мария Павловна точно выполняет поручение Антона Павловича: «Подарки школьникам купили и, кажется, очень удачно. Их теперь гораздо больше, чем прошлогодних, - 83 человека. Мальчиков 63 и девочек 20. Учитель не посоветовал покупать валенок, потому что все запаслись ими еще осенью. Я съездила на фабрику Гюбнера и купила там три с лишним штуки хорошего розового ситца: каждому мальчику дадим на рубашку, и девочкам по очень хорошему красному платку. Платки я тоже купила на фабрике Гюбнера, и они настолько интересны, что я сама с удовольствием бы надела... Учитель доволен подарками. Он говорит, что еще никогда ни в одной школе не было таких хороших подарков. Ваня (И. П. Чехов. - К. В.) тоже одобрил. О впечатлении учеников я напишу».

О впечатлении от подарков Антону Павловичу сообщила М. Т. Дроздова: «Сегодня утром я с Марией Павловной раздавала ребятишкам рубашки - рады они были ужасно. Девочки, как видно, остались очень довольны своими яркими платками» (Неопубликованное письмо).

Когда в 1896 г. в Нижнем-Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, у Чехова явилась мысль организовать туда поездку 100 деревенских школьников. Поездку осуществить не удалссь, но даже возникновение этой идеи ярко характеризует отношение Чехова к деревенским детям, к их образованию.

С большим вниманием относился Чехов и к сельским учителям соседних с Мелиховом школ. Он всячески заботился о них, снабжал книгами из своей библиотеки, выписывал журналы, устраивал билеты в театры, переписывался со многими из них.

«Бывая в школах, - рассказывает учитель М. Плотов, - Чехов по некоторым мелочам в квартире учителя выводил совершенно правильное заключение о степени интеллигентности педагога. На основании того, как, где и в чем хранились документы, как была расставлена мебель, чем были украшены стены, Антон Павлович давал безошибочно характеристику обитателям».

М. Плотов вспоминает о том, как он пришел однажды к Чехову в качестве пациента и тот с большим вниманием отнесся к нему. Чехов пытался отправить Плотова в Крым для лечения, неоднократно приглашал к себе в Мелихово, ходил с ним на охоту.

«Трудно сказать, кто в Чехове был выше, - пишет в своих воспоминаниях М. Плотов, - человек или художник. Его светлая личность представляла одно совершенно гармоничное целое, в котором человеческое нельзя отделить от художника, а художника от человека» (Неопубликованные воспоминания. Государственный литературный музей).

Чехов сочувственно относится ко всем общественным начинаниям, направленным на поднятие культурного уровня учителя и улучшение его материального положения. Он горячо поддерживал создание «Общества вспомоществования учащим и учившим Серпуховскою уезда» и даже, живя в Ялте, посильно участвовал в его работе. В отчете Общества за 1898-1899 гг. есть сообщение о том, что Чехов предлагал одному из действительных членов Общества, нуждающемуся в отдыхе, «помещение и стол на южном берегу Крыма», то есть гостеприимство на своей ялтинской даче. Имя Чехова встречается и в числе почетных членов Общества.

Из писем к А. П. Чехову Е. Д. Ильинской, одной из передовых учительниц уезда, известно, что Антон Павлович приветствовал создание в Серпухове передвижного школьного музея и внес предложение - организовать передвижную библиотеку. Антон Павлович откликается на предложение выписать для учителей «Журнал для всех».

Чехов тщательно собирал материал, характеризующий постановку народного образования в сельских школах Серпуховского уезда, и предполагал обобщить его в книге. «Я готовлю материал для книги вроде «Сахалина», в котором изображу все 60 земских школ нашего уезда, взявши исключительно их бытовую хозяйственную сторону. Это земцам на потребу», - писал Чехов 14 декабря 1896 г. Эта книга не были написана. Но огромный запас наблюдений над деревенской жизнью, сельскими школами, бытом учителей, сельской интеллигенцией - все это в какой-то мере отразилось в его произведениях.

предыдущая главасодержаниеследующая глава
Hosted by uCoz